Александр Невский – великий русский правитель, легендарный полководец, разумный и дальновидный политик, хранитель православной веры и святой в сонме благоверных великий князей. Он заслужил звание истинно христианского правителя и стал национальным героем, гордостью всей страны. Почитание князя как святого возникает сразу после его кончины, и сохранятся русским народом на протяжении всей истории, вплоть до наших дней. Совместно с прославлением Александра Невского в XVI в. появляются и первые иконы святого, на которых он изображен в монашеских одеждах, поскольку перед смертью князь успел принять схиму. Но с 1724 г., после перенесения мощей благоверного князя в Санкт-Петербург, по указу Святейшего Синода было предписано изображать святого только в великокняжеских одеждах. Лишь с XX столетия образ схимника стал возвращаться в иконографию Александра Невского. Сегодня изображения святого, которого по праву считают еще одним небесным покровителем нашего города, можно найти в любом православном храме Санкт-Петербурга. Наш приход не стал исключением: в храме имеется образ святого, перед которым совершаются молебны и ежедневно возносят свои молитвы наши прихожане.
Что касается жизни святого благоверного князя Александра Невского, то достоверных источников и сведений, касающихся его жизни, на сегодня не так много. Конкретных и систематизированных записей до нашего времени не дошло: все, что сейчас есть, это переписывание различных текстов. Поскольку те древние времена омрачались междоусобицей и набегами иноплеменников, а деревянные города регулярно горели, почти ничего не сохранилось. Образ святого князя, как и любой другой образ выдающейся исторической личности, оброс различными легендами и мифами, поэтому, при изучении его жизни, историки до сих пор спорят, что правда, а что нет. Взять, например, знаменитую фразу, которая стала нераздельной частью образа благоверного князя: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Эта легенда возникла после выхода фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейна. Фраза была придумана сценаристом П. Павленко, за основу которой он взял евангельское изречение: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Ев.от Матфея, 26:52). Также значимую роль здесь сыграл политический подтекст – фильм вышел в 1938 г., когда в СССР велась активная антифашистская пропаганда, а народу для поддержания духа требовались исконно русские символы героев-защитников.
Существует мнение, что Невским Александра начали называть еще при его жизни, с отсылкой на победу князя в битве со шведами 1240 г. Однако в летописях прозвище Невский стало появляться в начале XV в., а употреблять его начали уже после канонизации в 1547 г. Уже окончательно прозвище закрепилось после торжетсвенного перенесения мощей князя из Владимира в Санкт-Петербург в правление Петра I, что знаменовало собой давнюю победу над Швецией, с которой император вел войну. Стоит коснуться другого исторического события, произошедшего 5 апреля 1242 г., именуемого в народе Ледовым побоищем. Хоть достоверно неизвестно, в каком конкретно месте большого озера произошла битва (в летописи отмечалось место «на Узмени, у Воронья камени»), благодаря исследованиям многие историки высказывают мнение, что вряд ли бились на середине озера. С таким мнением выступают в противовес версии о тяжелых рыцарских доспехах, сыгравших значительную роль в поражении на льду. Многие историки отмечают схожесть в обмундировании: как и бойцы из дружины князя, тевтонцы носили кольчуги, так как рыцарские латы предназначались только как церемониальное или турнирное снаряжение (биться в реальных условиях в них не представлялось возможным). Поэтому одно войско не могло быть значительно тяжелее другого. Следует также упомянуть о русских лучниках, о которых свидетельствует «Ливонская хроника», как аргумент против версии об участии в битве лучников «конных», т.е. татар. Татарскую «подоплеку» побед Александра Невского также не удается доказать и благодаря сохранившимся источникам, в которых ни о каких татарских отрядах в составе войска русского князя не сообщается. С этим тесно переплетается иная непопулярная, но существующая в узких кругах версия о пособничестве князя и мире с Ордой. Более емко можно ответить на это, приведя слова историка А. Кузьмина: «Тщательный анализ источников не дает оснований видеть в Александре Ярославиче ни пособника монголов в 1238г, ни виновника установления зависимости в последующие годы. Он действовал как расчетливый и дальновидный политик».
Таким образом, чтобы оценить значение личности святого благоверного князя Александра Невского необходимо не только тщательно исследовать сохранившиеся по сей день источники, но и учитывать характер эпохи, масштабы сопутствующих событий. Необходим вдумчивый анализ всего комплекса дошедших до нас свидетельств для понимания поступков и мотивов правителя. Следует отметить, что, в отличие от других членов семьи, Александр ни разу не участвовал в междоусобных схватках, а во внешнеполитических контактах вел себя осторожно и расчетливо, отстаивая интересы родной страны. Вследствие этого, главными чертами деятельности Александра Ярославича в критический период русской истории стали сохранение целостности государственных территорий и забота о населении. Это все и определяет выдающееся значение святого Александра Невского в истории нашей страны.
Автор Священник Сергий Ладанов
Источники: Татищев В.Н. «История российская», «Полное собрание русских летописей» 1950, Югов А.К. «Ратоборцы. Александр Невский».
Икона м. Людмилы Ладановой