Святая Людмила: Чешской земли Звезда утренняя
Иконописец м. Людмила Ладанова
Нередко можно услышать, что житие святой Людмилы Чешской во многих ключевых моментах схоже с житием другой известной и почитаемой в России святой – равноапостольной Ольги. Обе святые жили почти в одно время, с разницей всего в полвека. О происхождении обоих, как и о детстве и дате рождения, никаких сведений почти нет. Обе пережили своих мужей, и обоим пришлось править за малолетних детей. Обе благодаря своей пламенной христианской вере смогли оказать благотворное влияние на собственных внуков, которые впоследствии продолжили их дела.

Согласно сведениям из «Чешской хроники» нам известно, что Людмила родилась около 860 г. Отцом ее считается Славибор, князь пшован (народа, жившего к северо-востоку от чешских земель). О детстве святой нам ничего не известно. Около 874г. по политическим соображениям Людмилу выдали замуж за князя Борживоя I. Отметим, что и Борживой, и Людмила были первыми христианскими правителями Чехии. Согласно преданию, они приняли крещение в Моравии, не позднее 885г., от равноапостольного Мефодия. Благодаря влиянию последнего, супруги, вернувшись в свои земли, принялись активно обращать свой народ к истинной вере. Именно они заложили первый в Чехии христианский храм – церковь святого Климента.


На счет того, сколько детей было у супругов, мнения разнятся. Известно, что после смерти старшего сына трон занял его брат Вратислав. Хоть он был человек богобоязненный и добрый, но после его женитьбы на языческой княжне Драгомире стал проявлять слабоволие. Согласно всем сохранившимся источникам, Драгомира была женщиной жестокой и властолюбивой. Именно из-за такого тяжелого характера Вратислав поручил воспитание своего наследника Вячеслава благонравной Людмиле. Воспитанием же младшего сына, Болеслава, занималась сама Драгомира. Плоды ее воспитания можно увидеть в дальнейших поступках повзрослевшего сына, который в конечном итоге уподобился ветхозаветному Каину.


После ранней смерти Вратислава власть должна была остаться у Драгомиры до совершеннолетия детей (по другой версии, вельможи, памятуя о мудром правлении Людмилы, выступали за сохранение власти у обеих княжон). Но, учитывая тяжелый характер и жестокий нрав невестки, Людмила добровольно сложила с себя все полномочия и вместе с внуком Вячеславом удалилась от двора в замок Тетин, где продолжила заниматься его воспитанием и благотворительностью.

Любовь и уважение народа к Людмиле раздражали Драгомиру. Она также планировала вернуть в земли язычество: постепенно отменялись порядки, введенные еще Боривоем и Вратиславом, а по всей Чехии, по указу Драгомиры, начали сооружаться идольские капища. Благодаря ее властолюбию и самодурству состоялся заговор. На княжеский двор в Тетин были подосланы двое придворных, которые ворвались в дом Людмилы и задушили ее. В латинских источниках в качестве орудия убийства упоминается веревка, в то время как в славянских – княжеский головной убор (или повой). Возможно, эта деталь специально указана, чтобы подчеркнуть: у славян считалось унизительным убийство женщины, сопровождающееся срыванием с нее головного убора. Вполне в духе Драгомиры, ведь на последующее унижение указывает и то, что тело святой было погребено под стеною города, без отпевания.
Иконописец м. Людмила Ладанова
Согласно легенде, над местом погребения святой Людмилы каждую ночь появлялись горящие свечи, а некий старец прозрел, лишь прикоснувшись к этой земле. Уже придя к власти, внук Вячеслав перенес мощи в Прагу, в базилику святого Георгия. Люди стали сразу стекаться к мощам святой, а в народе начали говорить о чудесах, которые происходят по молитвам святой. Но для канонизации требовалось официально зафиксированное чудо. Для этого, в присутствии свидетелей, епископ благословил снять покрывало с мощей и испытать его огнем. Чудесным образом, покрывало не загорелось, что позволило официально признать святость княгини и прославить ее в лике мучеников. А с конца 12 – начала 13 века было благословлено писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей.

Таким образом, святая Людмила стала не только одной из первых чешских святых и заступниц своего народа, но также покровительницей христианских воспитателей и учителей, матерей и бабушек.


Автор священник Сергий Ладанов
Икона м. Людмилы Ладановой
Святыни нашего храма: икона блаженной Ксении Петербургской
Иконописец м. Людмила Ладанова
В городе на Неве нет, наверное, ни одного храма, в котором не было бы образа блаженной Ксении Петербургской.
Для нашего храма также была написана икона любимой православными святой, в киот которой помещена частица гробницы блаженной. Эту частицу нам в храм передали в дар наши благочестивые прихожане, которым, в свое время, эту святыню подарил приснопамятный протоиерей Виктор Московский.

Почитание святой охватывает не только город и страну, где ее прославил Господь, но простирается далеко за пределы Русской земли. Однако подобное могло не произойти, и осталось бы не столь замеченным в истории страны, если бы не статья анонимного автора, опубликованная в середине 19 столетия в «Ведомостях Санкт-Петербургской полиции», в которой были приведены подробности, связанные с Ксенией Петербургской. Автор собирал сведения из первых уст, т.е. у очевидцев жизни Ксении, поскольку на тот момент прошло всего лишь около 40 лет с момента кончины святой. После выхода статьи многие другие очевидцы стали откликаться, и добавлять новые подробности. По сути, благодаря этой статье и отзывам произошел толчок к доскональному и систематическому собиранию достоверных фактов жизнеописания блаженной Ксении.
Частица надгробия блаженной Ксении Петербургской
Но все же, к сожалению, о ее земной жизни достоверно ничего неизвестно: ни сведений о ее родителях, ни точная дата рождения и венчания с полковником Андреем Петровым, нет даже конкретной даты кончины. Хотя, по закону, такая информация обязательно фиксировалась в метрических церковных книгах. Возможно, поэтому рождение, как и венчание, имели место не в столице, однако, также нигде нет даты отпевания, которое, маловероятно, было за пределами Петербурга, включая и его окрестности. Более того, мы мало что знаем о супруге Ксении Григорьевны, Андрее Федоровиче Петрове. Считается, что он был певчим придворной Капеллы и носил чин полковника. При этом источник этих подробностей проследить не удается, что удивительно: при таком офицерском чине и придворной должности должны были остаться хоть какие-либо записи и сведения. Все, что нам о нем известно, мы знаем из преданий о жизни блаженной Ксении и с ее слов. По одной из версий, Андрей Федорович Петров мог быть образом собирательным, который во многом перекликался со значимыми фигурами современности святой. Неизвестны также подробности его скоропостижного ухода из жизни. По одной из версий, жизнь супруга унесла эпидемия оспы. Согласно другой, получившей большую известность, его кончину связывают с преподобным Феодором (Ушаковым), Санаксарским. По легенде, супруги Петровы были приглашены на пир, где также присутствовал гвардеец Иван Ушаков. В самый разгар веселья один из людей внезапно упал замертво. И.Ушаков, пораженный внезапной смертью товарища, бросил столичную жизнь и избрал стезю отшельника. Считается, что внезапно почившим без покаяния был супруг Ксении Григорьевны, а она, чтобы спасти его душу, приняла подвиг юродства, хотя доподлинно имя умершего не известно. Исследователи связывают имена блаженной Ксении и преп. Феодора, поскольку они были современниками. Известно, что во время царствования Елизаветы Петровны бывший гвардеец И. Ушаков, после потрясения от внезапной гибели товарища, принял монашество с именем Феодор, священный сан и какое-то время нес послушание в Александро-Невской лавре. Возможно, он был духовником супругов Петровых, или же впоследствии только Ксении Григорьевны. Так или иначе, в 1757 г. преподобный покидает Петербург.

Предполагается, что после безвременной кончины супруга, потрясенная до глубины души Ксения Григорьевна провела некоторое время вдали от столицы. Возможно, в Алексеевской женской обители, основателем которой был игумен Феодор, «знакомый по Петербургу». А поскольку любой духовный подвиг требует благословения, то, возможно, на подвиг юродства, который смиренно несла блаженная более сорока лет, Ксению благословил именно старец Феодор...

…Как бы то ни было, даже с учетом недостатков точных сведений, мы имеем четко сформированный образ одной из самых любимых, прославленных представительниц русской женской святости; образ, который привлекает не только многочисленными чудесами и свидетельствами очевидцев, но своим личным обаянием – подвигом самоотверженности и истинной любви.

Иерей Сергий Ладанов

Источники: А.Маркова «Святая Блаженная Ксения Петербургская»; Н. Коняев «Блаженная Ксения»; А. Гиппиус «Ксения Блаженная. Святой Пантелеимон»; О.Хлестов «Праведный Феодор Санаксарский и другие святые преображенцы»; В. Вовк «Заступница Петербурга...» от 14.06.2023г.

Икона м. Людмилы Ладановой.
Благоверный Александр Невский
Иконописец м. Людмила Ладанова
Александр Невский – великий русский правитель, легендарный полководец, разумный и дальновидный политик, хранитель православной веры и святой в сонме благоверных великий князей. Он заслужил звание истинно христианского правителя и стал национальным героем, гордостью всей страны. Почитание князя как святого возникает сразу после его кончины, и сохранятся русским народом на протяжении всей истории, вплоть до наших дней. Совместно с прославлением Александра Невского в XVI в. появляются и первые иконы святого, на которых он изображен в монашеских одеждах, поскольку перед смертью князь успел принять схиму. Но с 1724 г., после перенесения мощей благоверного князя в Санкт-Петербург, по указу Святейшего Синода было предписано изображать святого только в великокняжеских одеждах. Лишь с XX столетия образ схимника стал возвращаться в иконографию Александра Невского. Сегодня изображения святого, которого по праву считают еще одним небесным покровителем нашего города, можно найти в любом православном храме Санкт-Петербурга. Наш приход не стал исключением: в храме имеется образ святого, перед которым совершаются молебны и ежедневно возносят свои молитвы наши прихожане.

Что касается жизни святого благоверного князя Александра Невского, то достоверных источников и сведений, касающихся его жизни, на сегодня не так много. Конкретных и систематизированных записей до нашего времени не дошло: все, что сейчас есть, это переписывание различных текстов. Поскольку те древние времена омрачались междоусобицей и набегами иноплеменников, а деревянные города регулярно горели, почти ничего не сохранилось. Образ святого князя, как и любой другой образ выдающейся исторической личности, оброс различными легендами и мифами, поэтому, при изучении его жизни, историки до сих пор спорят, что правда, а что нет. Взять, например, знаменитую фразу, которая стала нераздельной частью образа благоверного князя: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Эта легенда возникла после выхода фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейна. Фраза была придумана сценаристом П. Павленко, за основу которой он взял евангельское изречение: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Ев.от Матфея, 26:52). Также значимую роль здесь сыграл политический подтекст – фильм вышел в 1938 г., когда в СССР велась активная антифашистская пропаганда, а народу для поддержания духа требовались исконно русские символы героев-защитников.

Существует мнение, что Невским Александра начали называть еще при его жизни, с отсылкой на победу князя в битве со шведами 1240 г. Однако в летописях прозвище Невский стало появляться в начале XV в., а употреблять его начали уже после канонизации в 1547 г. Уже окончательно прозвище закрепилось после торжетсвенного перенесения мощей князя из Владимира в Санкт-Петербург в правление Петра I, что знаменовало собой давнюю победу над Швецией, с которой император вел войну. Стоит коснуться другого исторического события, произошедшего 5 апреля 1242 г., именуемого в народе Ледовым побоищем. Хоть достоверно неизвестно, в каком конкретно месте большого озера произошла битва (в летописи отмечалось место «на Узмени, у Воронья камени»), благодаря исследованиям многие историки высказывают мнение, что вряд ли бились на середине озера. С таким мнением выступают в противовес версии о тяжелых рыцарских доспехах, сыгравших значительную роль в поражении на льду. Многие историки отмечают схожесть в обмундировании: как и бойцы из дружины князя, тевтонцы носили кольчуги, так как рыцарские латы предназначались только как церемониальное или турнирное снаряжение (биться в реальных условиях в них не представлялось возможным). Поэтому одно войско не могло быть значительно тяжелее другого. Следует также упомянуть о русских лучниках, о которых свидетельствует «Ливонская хроника», как аргумент против версии об участии в битве лучников «конных», т.е. татар. Татарскую «подоплеку» побед Александра Невского также не удается доказать и благодаря сохранившимся источникам, в которых ни о каких татарских отрядах в составе войска русского князя не сообщается. С этим тесно переплетается иная непопулярная, но существующая в узких кругах версия о пособничестве князя и мире с Ордой. Более емко можно ответить на это, приведя слова историка А. Кузьмина: «Тщательный анализ источников не дает оснований видеть в Александре Ярославиче ни пособника монголов в 1238г, ни виновника установления зависимости в последующие годы. Он действовал как расчетливый и дальновидный политик».

Таким образом, чтобы оценить значение личности святого благоверного князя Александра Невского необходимо не только тщательно исследовать сохранившиеся по сей день источники, но и учитывать характер эпохи, масштабы сопутствующих событий. Необходим вдумчивый анализ всего комплекса дошедших до нас свидетельств для понимания поступков и мотивов правителя. Следует отметить, что, в отличие от других членов семьи, Александр ни разу не участвовал в междоусобных схватках, а во внешнеполитических контактах вел себя осторожно и расчетливо, отстаивая интересы родной страны. Вследствие этого, главными чертами деятельности Александра Ярославича в критический период русской истории стали сохранение целостности государственных территорий и забота о населении. Это все и определяет выдающееся значение святого Александра Невского в истории нашей страны.

Автор Священник Сергий Ладанов

Источники: Татищев В.Н. «История российская», «Полное собрание русских летописей» 1950, Югов А.К. «Ратоборцы. Александр Невский».

Икона м. Людмилы Ладановой
Made on
Tilda